Пошаговое описание техники Шапиро Савицкой

Пошаговое описание техники Шапиро Савицкой

Пошаговое описание техники Шапиро – Савицкой

1. Ассоциация клиента с негативным состоянием

Условно случаи использования техники Савицкой можно разделить на два вида:

  • Экстренная помощь при выполнении любой другой техники, когда в процессе консультирования клиент «проваливается» в глубокое негативное неконтролируемое состояние. Или клиент уже обращается за помощью, будучи в подобном состоянии. И для продолжения работы его прежде необходимо вернуть в «рабочее» эмоциональное состояние. В таких случаях предпринимать специальных мер для вызова негативного состояние не нужно.
  • Специальное обращение к негативным переживаниям из прошлого, для того, что бы переработать их, снять вызванный ими тревожный фон. В таких случаях клиенту может понадобиться помощь в воспроизведении состояния, ассоциации с ним. Помощь может заключаться в следующем: вербальное перенаправление фокуса внимания клиента на собственные чувства или воспоминания. Буквально предложить клиенту опустить глаза (не закрывать!), вспомнить картинки, звуки, ощущения, сопровождавшие ситуацию из прошлого, попросить прислушаться к собственному телу и определить, где в теле отзывается то самое негативное состояние, с которым намерены работать в данный момент. Если состояние никак не отзывается в теле, предложите представить, где бы оно могло отозваться. Если реагирует все тело – предложите мысленно локализовать состояние где-либо, где это получается легче всего.

2. Постановка «якоря» на негативное состояние клиента.

Перед началом работы следует предупредить клиента о том, что вы будете дотрагиваться до него и спросить у него согласие на такого рода взаимодействие. Возможно, следует обсудить приемлемые места постановки якоря. Поскольку для проведения техники консультант и клиент должны находиться лицом к лицу, выбор мест постановки якоря невелик. Для типичной ситуации консультирования – сидя – это могут быть колени клиента.

Якорь ставится на пике состояния. Точная калибровка максимума состояния, конечно, зависит от мастерства, опыта консультанта. И на первых порах вполне допустимо в процессе воспроизведения состояния уточнять у клиента, может ли он еще усилить чувство, с которым предстоит работать. Если клиент уже не в состоянии добавить интенсивности чувствам, значит, он достиг пика — можно ставить якорь.

3. Десенсибилизация состояния движениями глаз.

Удерживая якорь одной рукой, второй рукой консультант управляет движениями глаз клиента. В некоторых случаях для удержания внимания может потребоваться маленький и яркий предмет. В частности, такой предмет полезно использовать с детьми или людьми с плохим зрением.

Направления движения глаз:

Десенсибилизация состояния движениями глаз.

  • «вертикальна пила» слева направо и обратно;
  • «горизонтальная пила» сверху вниз и обратно;
  • горизонтальные, вертикальные или диагональные движения;
  • круговые движения в обоих направлениях.

Скорость движения глаз выбирается настолько большая, насколько это комфортно клиенту.
Клиентам, постоянно носящим очки, следует их снять.

Десенсибилизация проводится до тех пор, пока не изменится состояние клиента. Изменение состояния калибруется физиологическими маркерами:
— изменением рисунка дыхания (поверхностное переходит в более глубокое, снижается частота, добавляется плавность вдоха и выдоха);
— расслабление мимических мышц; частая зевота;
— частая остановка глаз в «трансовой» зоне.
Маркеры проявляются по одному или в группе. В среднем достаточно использовать 2-3 типа движения по 30-40 взмахов в каждом.

Обратить внимание:

  • Неподвижность головы. Иногда клиенты не в состоянии двигать только глазами (зрачками), непроизвольно они повторяют движения головой. В таких случаях придется потратить некоторые усилия в процессе исполнения техники на фиксацию клиентом головы, на устранение непроизвольных движений.
  • Дискретность движения. На некоторых участках траектории движения глаз зрачки могут останавливаться, замедлять или даже прерывать движение. В таких местах следует предельно снизить скорость движения глаз и тщательно «проработать» трудные участки. Иногда клиенты как бы предугадывают траекторию и спешат переместить зрачки из одного крайнего положения в другое, минуя промежуточные. Следует так же снизить скорость движения и закрепить траекторию тщательной «проработкой».
  • Ограниченность зрительной зоны. В некоторых случаях, особенно, если клиент носит очки, крайние положения зрачков находятся как бы внутри некоторой зрительной зоны, не доходят до крайних положений. Зрительная зона может быть обусловлена как долгим опытом ношения очков, так и сложностями в принятии и выражении собственных чувств. Здесь так же помогает концентрация работы на крайних точках траектории движения глаз.

4. Разбивка состояния.

Как только калибруется изменение состояния клиента, якорь снимается и производится разбивка состояния. Как пример – спросить его о чем-то из окружения или обратить внимание на предмет, находящийся неподалеку.

5. Проверка изменений состояния

После разбивки вновь ставится якорь. Следует обратить внимание на точность воспроизведения якоря. Степень воспроизведения прежнего состояния либо калибруется по физиологическим маркерам, либо вербально. К примеру, предлагается клиенту оценить оставшееся чувство в процентах по отношению к первоначальному значения.

Если уровень оставшегося состояния слишком велик, то техника повторяется до приемлемого уровня. Для повышения эффективности ее можно чередовать с другими техниками быстрого изменения эмоционального состояния.

Техника Шапиро Савицкой

Рассказать о статье друзьям:

Другие социалки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *