Про бизнес вместе с родственниками

 

Вначале маленькая ремарка. Этот текст из разряда моего «рукоприкладства». То есть, материал в основном от Рыжей, здесь у нее опыта много больше. Я же руку приложил к тексту. Вот такие мы то ли Стругацкие, то ли ИиП. На самом деле – как Лившиц и Ландау.

Начнем с того, какая мотивация стоит за привлечением родственников к совместному бизнесу. Вот примерный список, помимо того, что гурьбой дешевле:

  1. Априори доверительные отношения. При выборе «кому довериться – незнакомому человеку или хорошо знакомому родственнику» решение очевидно.
  2. Более короткие связи. В том смысле, что теоретически донести какую-то важную информацию до родственника может быть проще и быстрее. Доводы тоже на первый взгляд, железные: говорим на одном языке, понимаем друг друга с полуслова, думаем почти одинаково.
  3. Вовлеченность в бизнес. Родственники работают еще и «за идею». Очень удобно на случай каких-либо трудностей.

Что же может получиться в реальности? В реальности происходит банальная подмена потребностей желаниями. Примерно, как у детей: вкусное пирожное – это обед. Самая распространенная, можно сказать, уже национальная подмена – это когда профессионализм (потребность) подменяют преданностью, лояльностью (ну очень, очень вкусное пирожное). Все просто: с профессионалом еще надо уметь говорить, а преданный-лояльный сам в рот смотрит, все ловит на лету. А то, что с профессионалом нужно уметь строить профессиональные же отношения, можно и не говорить. Вот и получается, что родственника мы вовлекаем из-за его преданности, а расстаемся с ним чаще всего из-за его непрофессионализма.

Следующее соображение – родственники понимают друг друга с полуслова, — просто иллюзия. Тезис применим только к близнецам, и то, подозреваю, в сильно ограниченном контексте. Во всех же остальных случаях, в том числе и при взаимодействии с профессионалом, полагаться на взаимопонимание – опасная ошибка.

Вовлеченность в процесс, в бизнес, тоже вещь опасная. Об этом писал Фридман. Часто это выглядит примерно так: в вашем доме по проекту нужно положить определенную плитку в ванной. А плиточнику так понравилась плитка, что он ее положил и в прихожей, и немного по стенам, и еще узор на потолке (он мастер, ему не трудно) выложил. И все – с искренней вовлеченностью в проект. Просто он так видит и, в свою очередь, не видит, почему нельзя – ведь красиво! Он душой болеет! Так и горячо болеющий за ваш бизнес родственник может вас просто поставить перед фактом уже содеянного, «исключительно пользы для».

Бывает и другая крайность – полное отсутствие самостоятельности, инициативы. Из страха ошибиться, «все сломать» или испортить отношения, родственник может перекладывать на вас все без исключения решения, вплоть до выбора туалетной бумаги и карандашей.

Объяснение простое: родственные отношения в любом случае и шире, и контекстно богаче, чем служебные. И отделить их от профессиональных очень трудно. Это навык, который требует либо многолетних традиций, либо больших усилий.

Еще одно ограничение – затруднение обратной связи. К примеру, пожаловаться на главного бухгалтера можно, а на жену владельца – еще вопрос. И это один из факторов, который часто родственников переводит из состояния помощников, сотрудников в ряды «священных коров». Со всеми вытекающими.

Тем не менее, бизнес совместно с родственниками возможен. Самый распространенный пример – «семейный бизнес». Как правило, муж-жена, родители-дети. На другой стороне шкалы — «клан». Но последнее явление в нашей стране пока еще только формируется.

Так вот, самые большие шансы на долговременное сотрудничество  есть в одноранговых отношениях: муж-жена, брат-брат/сестра. Иногда хорошо получаются отец-сын или отец- дочь. С точки зрения соционики, максимальные шансы у «дуалов» или у так называемых «деловых». В самом общем случае долговременные отношения в бизнесе могут быть у социально зрелых людей. А это такая редкость…

Буквально одной строкой: никогда не формируйте доли в бизнесе с отношением 50 на 50. Это самое конфликтное сочетание долей.

И, как всегда, совершенно бесплатный совет. Если вы хотите затеять общее дело или просто нанять кого-то из родственников в уже действующую компанию, то имейте ввиду, что у вас неизбежно, рано или поздно, возникнет ситуация выбора: или сохранить родственника на его месте, или сохранить бизнес. Это не значит, что есть только два решения, это значит, что обязательно будет кризис в начальных отношениях. И еще до того, как примите решение взять родственника к себе в компанию, проверьте, сможете ли вы его уволить и при этом сохранить родственные отношения. Или пройдите хоть какой-то тест на совместимость в бизнесе. Например, неплохой тест – небольшой проект. И только когда соберете всю информацию и все хорошо обдумаете, решайте, вовлекать или не вовлекать.

Рассказать о статье друзьям:

Другие социалки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *