Мифы про миссию

Я спросил у Яндекса, где моя… Нет, я спросил у Яндекса, где «разработка миссии организации». И получил 48 000 000 (!!!) ответов. К примеру, на «лечение у хилера» Яндекс дал только 180 000 ответов. Хотя по сути это одно и тоже. Только первое бывает дороже, а второе – зрелищнее.

Если вы уже разработали миссию для своей компании или только собираетесь – продолжайте, даже если прочтете пост до конца. Раз вы захотели и решились – значит, это вам зачем-то нужно. И все же, раз существует такое количество предложений по разработке миссии, есть смысл вложить и мои пять копеек.
Итак, что такое миссия и как ее разрабатывать? Начнем с иллюстраций, говорят, картинки легче запоминаются. Вот, скажем, развитие космонавтики. Полет Гагарина. Какова была его цель? Понятно, проверить идею, запустить таки человека в совсем безвоздушное пространство и прочие бла-бла-бла… А в чем была миссия? Ага, в том, что бы показать всему миру, что мы круче. Даже, чем горы и яйца вместе взятые. То же самое и с высадкой американцев на Луну. Цель – техническая, экономическая и даже в чем-то идеологическая. А миссия? Донести всему миру, что теперь они круче, чем СССР. И, самое интересное, что у них есть еще одна миссия, одна на двоих: они таки подвигли человечество к освоению космоса. Хоть насколько-то.Это я к тому, что часто в обсуждении миссии как явления, как понятия, его путают с целью. Но зачем вводить еще одно понятие и специально его исследовать, если уже есть понятие «цель»? Но, как показал предыдущий пост про миссию, все же путаница есть.

Даю почти определение: миссия, это то, что компания, впрочем, и человек, дают миру, людям. Цель – это что для себя, миссия – не просто для других, не товар или услугу для клиентов, а для мира в целом. Это ответ на вопрос «зачем ты на Земле?» У меня есть только один пример, когда личная цель владельца, цель компании и ее миссия совпали. Причем – при сознательной работе в этом направлении. Это Форд. Человек, компания и автомобиль. «Автомобиль для каждого». Форд поменял парадигму отношения в автомобилю, существующую в то время. Автомобиль действительно из нового увлечения, из дорогой игрушки стал предметом обихода. Во всяком случае, в той части мира. Надеюсь, есть и другие примеры.

Для большинства компаний их реальная миссия становится известна спустя годы, а возможно, только после исчезновения компании. Вот мы говорим, «IBM подарила миру…» Что? Вот это и есть миссия. Иногда миссия коллективная, в силу национальной специфики. Швейцарские часы – эталон чего-то там. Может, теперь уже не только швейцарские, но дело сделано, швейцарские компании задали эталон качества… и стоимости. Японское качество, немецкое качество… И так много чего. Кто-то подарил миру телефон, телеграф, телевидение, лазерную эпиляцию. Вот это и есть миссия. А заработали они при этом денег как Альфред Нобель или закончили жизнь как Рудольф Дизель – не важно.

Отсюда следует, что миссию нельзя просто так придумать, написать и действовать по плану. Невозможно исполнить свою миссию по какой-либо самой подробной инструкции. Потому что миссия – это не план, это даже не стратегия. Это жизненный принцип, предмет служения. В чем-то это даже вера. Да, вы можете написать своей компании миссию, потратив меньше усилий, чем я на этот пост. И что? Она вам принесет денег? Она вам сделает паблисити? Нет. Тогда зачем же многие компании так суетятся с миссией? И вообще, с чего это вдруг вспомнили про миссию?

Скажем так, 99.9999999999999999999999% компаний пишут миссию для красоты. «Типа круто». Ну или «мы как большие пацаны». Если для кого-то звучит обидно – извиняйте. Но это факт. Поэтому про такие миссии не будем. Необходимость проанализировать и ВЫБРАТЬ миссию сознательно возникает тогда, когда компания заглядывает за горизонт. Не просто стратегический план «захватить и уничтожить», а когда невозможно строить бизнес дальше, не поняв, а куда, собственно, движется мир? Что будет с отраслью, рынком? С мировой экономикой? И какова роль моей компании в этом движении? Это называется видением и без него говорить о миссии бессмысленно.

И если вы уж выбрали миссию для компании, то это не лозунг над входом, это идея, воплощенная во всем: в стратегических планах, в базовых принципах, в стандартах качества и даже служебных инструкциях для уборщиц. Но главное – не миссия работает на вас, а вы на миссию.

Если сумеете.

Рассказать о статье друзьям:

Другие социалки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *