Что делает психолог

В последнее время в кухонных разговорах все чаще стали появляться непривычные советы: с этим тебе надо идти к психологу! Странным образом люди, далекие от психологии, часто даже сами ни разу не бывавшие на приеме, распознают не только «болезнь», но и необходимость «лечения». Откуда они это знают? Видимо, начитались Википедии. Но одно дело, когда это всего лишь досужий совет, другое дело, когда такую рекомендацию дает непосредственный начальник. Да еще и добавляет: «у меня есть хороший, хочешь телефончик дам?» С таким авторитетом трудно спорить. Особенно если видишь, как человек изменился в последнее время, каких успехов добился или от каких проблем избавился.

Каким-то не очень понятным образом у населения сложилось представление, с чем могут работать психологи и что он может помочь в принципе. Правда, остается за кадром, а в чем, собственно, заключается эта помощь? Если с идентификацией признаков какой-либо проблемы мы еще худо-бедно справляемся (некоторые люди определяют просто: таблетками и хирургией не лечится, значит, к психологу!), то что делает психолог, каким образом он «причиняет добро», не всегда знают даже сами психологи. Конечно, иногда можно услышать, что, мол, психолог выслушает, поговорит, что-то сам расскажет, возможно, «сделает гипноз» (из практики могу поделиться, что некоторые клиенты так и говорят: полечите меня гипнозом!). Но так интерпретировать работу психолога все равно, что описывать работу директора завода как подписывание бумажек и распекание подчиненных. Справедливости ради могу заметить, что описать собственную работу с позиции «строю храм» а не с позиции «долблю камень» могут даже не все экстра-профессионалы. Просто они так не думают, некогда, другим заняты.

Поэтому пока психологи, особенно практикующие, заняты изменением мира в лучшую сторону, я рискну описать, как именно они это делают. Правда, я опишу не то, что на самом делает каждый психолог в той или иной ипостаси, а то, что он призван делать. То есть, его работу с точки зрения идеального результата. Это примерно так же, как с врачом. Обычно клиент заявляет симптомы и хочет избавиться именно от них. Редко кто идёт дальше и хочет избавиться не только от болезни, но и от факторов, её вызвавших. Ну а врач, теоретически, должен привести организм в то состояние, которое было до болезни. Понятно, что этого никогда невозможно добиться. Как минимум, в истории жизни человека была болезнь и обязательно оставила свои следы.

То же самое можно сказать и о решении психологических задач. Но ведь никто не запрещает стремиться к идеалу.

Карта местности

Прежде, чем рассказать, что именно делает психолог, два слова о предмете. С чем, собственно, он имеет дело.

Вы уже наверняка слышали, что мы на самом деле живем не в реальном мире, а в его проекции в нашей психике. Имеем, так сказать, собственную карту мира. Действительно, не будь такой карты, нам бы приходилось всякий раз узнавать не только путь от спальни до прихожей, но и кто мы такие, чьи это дети рядом бегают и как зовут этого незнакомца (или незнакомку), которые вновь и вновь оказываются рядом с нами. Хорошая иллюстрация – фильм «50 первых свиданий». Скажем так, не будь у нас собственной карты мира, мы бы по нему двигались примерно так же, как в пасмурную безлунную и туманную ночь в незнакомом городе без освещения. Сплошные шишки и переломы, и всякий раз на одних и тех же местах.

Очевидно, что в нашей карте есть не только отражение сугубо материальной составляющей мира – леса, горы, поля и города, но и его нематериальной части: не просто образы материальных оболочек людей, но и образы их психики. То есть, у нас есть некоторое представление и о том, что люди могут делать, говорить, какие у них желания, и даже кое-что знаем об их собственной картине мира. Как следствие из общего правила, есть важная частность: в этой картине мира и людей есть и наш собственный образ, то, каким мы себя представляем. То самое, что мы о себе думаем. В этом месте проницательные читатели догадались, что и наше представление о себе, мягко говоря, отличается от реальности.

Еще одна важная и сложная часть любой картины мира – карта возможностей, социальная часть картины. Это больше похоже на список правил, разрешений и запретов, маркеров и ориентиров: мир вражественный-дружественный, много зарабатывать трудно-легко, я неудачник-я успешный, чтобы устроиться на «хорошую» работу нужно всех слушать, прилежно учиться и иметь знакомого начальника. В самом общем случае наша внутренняя картина мира выглядит в виде некоторого весьма сложного ландшафта, где на физическую карту накладывается «психическая». И в самом общем виде она содержит и джунгли человеческих отношений, и пустыни отчаяния и одиночества, и пики успеха, и ямы негативных состояний (строго говоря, это неправильно, следует говорить нересурсных состояний, но для большинства читателей привычнее использовать термин «негативный»).

Назначение всякой карты не только в том, чтобы отобразить особенности ландшафта или красоту природы, а в том, чтобы проложить и указывать путь, даже множество путей. Чтобы можно было легко пройти из одной произвольной точки в любую другую, столь же произвольную. Соответственно, и наша картина мира расчерчена множеством дорог возможностей и опыта, усеяна тупиками и каменными заборами запретов, местами затоплена болотами прокрастинации, глубоко изрыта колеями привычек.

Самое удивительное в нашей картине мира не то, что она имеет мало общего с реальностью, но то, что в ней отражение материального мира и «нематериального» мира «записаны» одним и тем же инструментом, одним и тем же способом, и, конечно, в одном и том же месте. И для нас, например, убеждение «я не смогу зарабатывать достаточно много денег», по прочности может конкурировать с убеждением «железобетонную стену лбом не пробить». И то, по отношению к прочности железобетона у нас бывает больше сомнений.

Еще одна важная особенность нашей собственной картины мира, это её избирательность по отношению к личностям, её населяющим. То есть, безо всяких логических противоречий у нас могут соседствовать дорога для всех и запрет лично для нас. «Эта работа слишком хороша для меня», «замуж выходят только стервы», «красивым девушкам интересны только богачи» и т.п. То есть, там, где для всех-всех-всех у нас в картине мира часто проложено скоростное шоссе, лично для нас стоит персональный железобетонный забор и пара вышек с пулеметами, на всякий случай. В нашей собственной картине мира!

Что делается-то!

Вначале, а чего, собственно, обычно хочет клиент? В продолжение метафоры, примерно того же, что и всякий путешественник: попасть из точки А в точку Б. Например, сейчас я в точке А: настроение ужасное, зарплата маленькая, начальник-изверг (или наоборот, сотрудники-лентяи), жена не любит, дети-спиногрызы. А хочу в точку Б: высокая заплата, все вообще и семья в частности любят-уважают, дети – гордость родителя. Возможно, для кого-то достаточно всего одного пункта, денег или жены/мужа. А есть и такие, для кого и сам пункт Б не принципиален, во всяком случае, в момент обращения к психологу. Прямо как Алиса в зазеркалье: доктор, как мне ВЫЙТИ отсюда. А куда – не важно, лишь бы уйти из текущей ситуации. Есть и такие случаи, когда клиента устраивает и точка А, и точка Б, но вот путь, по которому он перемещается, не устраивает. Скажем, повышение зарплаты только после скандала с руководителем. Хороший секс – после скандала с женой. Подчиненные начинают работать только после нагоняя и т.п. В общем, все устраивает, но только хочется сделать «монтаж».

Из практики могу сказать, что большая часть клиентов действительно уподобляются Алисе: их не устраивает текущее положение, они хотят что-то изменить. А конечная точка видится весьма туманно и все больше в полутонах. Чаще всего желаемый результат описывается в семантике «чтобы не было»: муж НЕ пил, жена НЕ пилила, дети НЕ хамили, НЕ хочется оставаться в депрессии и т.п. Более «продвинутые» клиенты уже знают, чего хотят. И даже примерно видят путь к желаемому. Остается недостижимая малость: как-то преодолеть автоматизм поведения. Но это оказывается совсем не просто.

Отдельного внимания заслуживает состояние клиента в момент обращения. Или состояние, которое служит поводом к обращению за помощью. Еще ни разу не приходил клиент, который бы в радостном задоре и с восторженным блеском в глазах заявлял: а вы знаете, у меня такая классная, тяжелая проблема! И давайте её решим! В лучшем случае приходят люди, просто озабоченные ситуацией, но намного чаще приходят клиенты в глубоком негативном состоянии. Или погружаются в него сразу, как только начинают рассказывать о причинах обращения за помощью. И в этом случае вопрос «как выйти отсюда» возникает сам собой: практически ничего невозможно сделать для клиента, когда он в таком нересурсном состоянии.

Так вот, что же делает психолог? По аналогии напрашивается вывод: редактирует нашу карту мира. Убирает заборы запретов, осушает болота прокрастинации, в общем, облагораживает местность и прокладывает в ней новые дороги к заветным целям.

Если совсем строго, то психолог призван изменить только две вещи: наше поведение и наше психологическое состояние. И все! Другое дело, что для получения этого результата приходится работать и с автоматическим поведением, и с привычками, и с убеждениями, и часто даже с окружающей клиента системой. И эти две вещи и являются главными показателями эффективности работы психолога. Изменилось ли поведение клиента, изменилось ли его состояние, эмоциональная реакция на что-то – значит, есть результат.

Но Холмс, как?

Есть много способов поменять наши убеждения и наше поведение. И все эти способы проповедуют еще большее количество всевозможных психологических школ и направлений. Но для упрощения я ввел собственную классификацию способов воздействия. Самое примечательное, что разные школы редко работают в одной парадигме, намного чаще они используют в работе несколько технологий.

Так вот, если предельно упростить, то можно выделить следующие методы:

  1. Самый простой и распространенный. Метод прямого воздействия. Это когда чуть ли не силой заставляют сделать то, что человек сделать не может из-за внутренних барьеров. Это, конечно, не «встань и иди!», но очень похоже. Например, человека, боящегося высоты, чуть ли не силой, но в основном уговорами, все же заставляют влезть на крышу небоскреба, чтобы доказать ему, что ничего страшного в этом нет. Типа, преодолеть себя и понять наконец, что все не так страшно. Но страх высоты – это крайний, хотя и показательный пример. Гораздо чаще такой подход практикуют в менее драматичных проявлениях. Преодолей себя – вот главный девиз этого подхода.
  2. Второй тоже весьма распространенный. Я бы его назвал логическим, или «объяснялки». Когда клиенту показывают, как все устроено у него в «голове», как связаны его различные поступки и убеждения. Как и где проявляются привычки и каким образом все это определяет его жизнь. Идея метода заключается в том, что как только человек «про себя все понял», то тут же вроде как «излечился». То есть, понимание и есть решение проблемы.
  3. Метафорический. Основная идея в том, что клиенту решение его проблемы предлагаю найти не напрямую, а посредством аллегорий, метафор. Делается это для того, чтобы не бороться с ограничивающими убеждениями, а обходить их. Этот метод используют все многочисленные арт-школы, нарративные психологи и многие-многие другие.
  4. Телесный. Мы так забавно устроены, что наш внутренний мир имеет отражение в нашем же теле. И привычное проведение формирует характерный мышечный рисунок. А местами даже и характерные мышечные зажимы со всеми вытекающими. И если простыми телесными упражнениями можно изменить рисунок тела, то неизбежно, хоть и не сразу, может измениться наше поведение и даже некоторые убеждения.
  5. Психохирургия. Это мы так назвали отечественную реальность психотерапии. Когда клиент приходит за помощью в крайне запущенном состоянии и для помощи ему требуются очень действенные технологии. А по сути, есть способы непосредственного воздействия на систему убеждений. Конечно, они не настолько радикальные, как может показаться из названия. Этот метод наименее распространенный, хотя и наиболее эффективный. Просто он требует очень высокой квалификации и большого опыта.
  6. Это даже не метод, а тема, направление работы. Психо-физиологическое состояние человека. Пожалуй, самое редкое явление в отечественном и не только консультировании. Как уже говорил, клиент очень часто приходит в глубоком негативном состоянии или погружается в него сразу, как только начнет озвучивать свою проблему. Иногда просто необходимо его привести к более или менее нормальному состоянию, хотя бы для того, чтобы можно было ему помочь. А бывает, что сам факт улучшения состояния имеет психотерапевтический эффект. Но большинство консультантов ограничивают свой инструментарий банальными уговорами. «Вам надо успокоиться, вам надо меньше переживать, вам не надо нервничать» — вот и вся помощь. При том, что есть множество простых и совсем не секретных способов помочь в тяжелом эмоциональном состоянии.

Пожалуй, это все. Не всегда очевидная вещь: среди названых парадигм нет ни одной универсальной и всеобъемлющей. У каждой из них есть свои ограничения и свои преимущества, определяемые контекстом применения. Эффективность метода зависит от многих факторов: и от задачи, поставленной клиентом, и от состояния клиента, и от характера взаимодействия клиента с окружающей его системой, и даже от сроков, в течение которых нужно оказать помощь. К тому же, все это может меняться уже в процессе консультирования, вплоть до запроса. А еще есть такое явление, как предубеждения клиента или его предпочтения. И обычное явление, что клиент время от времени меняет консультантов, приверженных разным школам.

И последнее, но не менее важное. Существует такой социальный миф, что психологи могут легко «зазомбировать, запрограммировать» клиента так, как ему, психологу, хочется. А после прочтения этой статьи легко не только в этот миф поверить, но и основательно в этой вере укрепиться. Если бы все было так просто! Увы, если человек чего-то не хочет, хоть тысячу психологов посади вокруг, изменений не будет. Справедливо и прямо противоположное утверждение: часто этаким психологом может оказаться совершенно случайный человек. Вы кого-то увидели, послушали и ваши убеждения радикальным образом изменились, вы стали жить совсем другой жизнью. Иногда в качестве очень эффективного психолога выступают обстоятельства. Но и результат не всегда тот, о котором мы мечтали. Поэтому в заключение советую: не полагайтесь на случай, работайте целенаправленно. Кстати, отсюда важное правило в работе консультантов: клиент всегда звонит первый.

Рассказать о статье друзьям:

Другие социалки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *